Что такое чарджбэк?
С введением в повсеместное пользование интернет-платежей и бесконтактных переводов мошенники вышли на новый уровень. Опасность стала поджидать держателей карт и электронных кошельков на каждом шагу.
Чтобы защитить своих пользователей, банки занялись разработкой программы по возврату платежей, charge back.
Чарджбэк оказался для мошенников настоящей угрозой. Ведь по данной системе все платежи могут вернуться пользователю без вычетов, а сама сумма платежа списывается банком со счёта продавца в принудительном порядке.
Известны официальные данные объемов мошенничества с картами от Центробанка: за 2019 год были украдены 6,5 миллиардов, у 650 тысяч владельцев карт.
· Пришла SMS из банка за покупку, которой точно не было;
· Продавец получил деньги, но ничего не продал. Трекинг — номер фальшивый, или вообще нет ответа из магазина;
· Товар оказался некачественным: с дефектами, не соответствует договору, рекламному описанию. В коробке планшет с разбитым дисплеем;
· Товар качественный, но покупателю не подходит. Футболка размера XXS вместо XXXL;
· Поставщик получил деньги, но за работу не брался. Обещал отремонтировать стиральную машину, и даже не явился;
· Услуга не соответствует условиям договора, рекламному описанию. Мастер взял предоплату за ремонт стиральной машины и доломал ее вконец.
Какие платежи можно вернуть?
Банковский чарджбэк доступен в следующих случаях:
· если операция была совершена посредством карт Mastercard, Maestro, Visa или Мир
· перевод был совершён на расчётный счёт
· карта пользователя должна быть личной
Время ожидания возврата средств
Приблизительное время рассмотрения спора составляет 540 дней. Однако процесс можно ускорить, обратившись в банк напрямую, составив текст, в котором нужно будет привести доказательства мошенничества.
Правила МПС устанавливают для процедуры чарджбэк сроки:
· Предельная длительность спора — 540 дней с момента платежа;
· Рассмотрение эмитентом — 45 дней;
· Рассмотрение эквайером — 30 дней;
· Рассмотрение арбитражной комиссией — 10 дней.
Таким образом, минимальный срок чарджбэка составляет 2,5 месяца с момента подачи заявления владельцем карты.
По закону ФЗ 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗОЗПП). Статья 18 дает покупателям право потребовать возврата уплаченной суммы. Но на практике, если продавец — мошенник, закон ФЗ 2300-1 тоже не поможет, останется только писать заявление в полицию.
В таком случае Чарджбэк против мошенников действует куда эффективнее, чем Закон «О защите прав потребителей»:
· Платежи возвращаются покупателю без вычетов.
· Требования продавца вернуть товар или возместить издержки не влияют на результат;
· Сумма платежей списывается банком со счета продавца принудительно. Он не может просто отказаться возвращать деньги.
Правила МПС жестко регламентируют порядок взаимодействия между участниками в случаях возвратных платежей. Владелец карты не может напрямую попросить платежную систему сделать чарджбэк, его дело — предоставить доказательства. Решение о возврате будут принимать банки.
В случае, если продавец предоставит своему банку веские аргументы, велика вероятность, что банки встанут на его сторону и откажут владельцу карты в чарджбэке.
Поэтому очень внимательно читайте документы на сайте продавца, которые требуется подтверждать «галочкой». Не спешите благодарить за покупку или постить в Инстаграм, не протестировав товар или сервис. И 20 раз подумайте, прежде чем отсылать сканы подписанных документов.
Лайфхак: чтобы ускорить процесс, имеет смысл обратиться напрямую в банк — эквайер. Узнать его название владелец карты может в банке — эмитенте, как правило, на такие запросы ответ приходит быстро. Если держатель карты предоставит эквайеру убедительные доказательства недобросовестности или мошенничества продавца, эквайер может перевести деньги, не дожидаясь запроса из банка — эмитента.
Материал подготовлен с использованием открытого источника vc.ru.